ВедомостиВедомости

Пост-релиз

Ведущие бизнес-лидеры и интеллектуалы современности встретились с Майклом Сэнделом в рамках мероприятия делового издания «Ведомости»!

13 апреля на площадке The St. Regis Moscow Nikolskaya состоялся диспут интеллектуалов и лидеров современного общества, стремящихся преобразить жизнь, культуру и бизнес, с одним из крупнейших философов современности – Майклом Сэнделом, профессором Гарвардского университета.

Бизнес-лидеры, предприниматели, руководители и топ-менеджмент российских и международных компаний, профессора ведущих вузов, общественные деятели, представители органов государственной власти на площадке «Ведомостей» обсудили тему, которая как никогда интересует бизнес-сообщество: этическую сторону принятия управленческих решений.

Идейным вдохновителем дискуссии стал международный эксперт, философ, политолог, профессор Гарвардского университета, специальный гость мероприятия Майкл Сэндел.

Ключевой проблематикой философского диспута стал вопрос «Этика в бизнес-решениях: все ли можно купить за деньги?». Майкл Сэндел открыл мероприятие, рассказав о том, как пришел в философию и как родилась идея связать философию с реальной жизнью, практической ее стороной: «Я считаю, что философия принадлежит городам, где граждане собираются вместе, обсуждают, дискутируют. Что мы должны друг другу как граждане? Каким должно быть общество, в котором мы хотим жить? Что нельзя купить за деньги в современном мире и есть ли моральные ограничения для рынка?»

Модератор дискуссии Александр Аузан, декан экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, призвал участников, предпринимателей в первую очередь обсудить, как моральные ценности сочетаются с правилами ведения бизнеса и управления компанией, какими этическими ценностями не стоит пренебрегать, чтобы обеспечить устойчивое развитие.

Евгений Демин, генеральный директор Splat, поделился опытом принятия решений внутри своей компании, рассказав о внедрении новых сотрудников в рабочий процесс: «Мы честно и открыто говорим, как мы работаем, чего мы ждем от наших новых коллег, что мы умеем и что мы не умеем, а самое главное – какие у нас цели». Дискуссию продолжила Юлиана Слащева, председатель правления «Союзмультфильма», поддержав Евгения Демина в его суждениях, высказав важный тезис о задачах руководителя в компании: «Нельзя купить неравнодушие. И это большая задача лидера, большая задача человека, который ведет за собой команду, – делать так, чтобы люди не были равнодушными». Модератор диспута, Александр Аузан, подчеркнул, что «каждый человек стоит ровно столько, сколько может отдать добровольно». Далее высказался Андрей Филатов, генеральный директор IBM в Восточной Европе и Азии, акцентировав внимание участников на значении этики в бизнесе: «Репутация, уважение, доверие – это все приносит конкретный, практический, экономический эффект в виде бизнеса». Александр Шохин, президент РСПП, заострил внимание на глобальной стороне вопроса, подразумевая, что наш внутренний моральный ориентир и проецирует дальнейшее развитие жизненных сфер: «Первую половину жизни мы работаем на репутацию, вторую половину жизни репутация работает на нас. Так и в бизнесе». Однако с развитием информатизации «мы забываем одну простую вещь – что жизнь ускоряется. Теперь обрушение репутации может произойти мгновенно, и социальные сети, и масс-медиа, и всеобщая доступность информации делают скорость распространения негативной информации сумасшедшей, поэтому очень важно оценивать наступление таких событий, их вероятность высокой», – полемизировал Евгений Демин. Владимир Якунин, заведующий кафедрой государственной политики МГУ им. М. В. Ломоносова, высказал мнение, что «этичность – это моральное состояние общества в целом» и невозможно принудить отдельных людей или компании быть этичными. «Нет идеальных людей, и нет идеальной системы управления. Есть ли способ с этим бороться? Есть. Это совершенствование самого человека», – побудил участников присоединиться к философскому диспуту Владимир Якунин.

Острые споры вызвал вопрос одного из гостей мероприятия: «Если предприниматель станет философом, а руководитель страны станет тираном, как же им тогда договориться? Что необходимо делать, если нет согласования между позицией бизнес-лидера и позицией политических лидеров?» Владимир Якунин прокомментировал следующим образом: «Вопрос не в том, что один философ, а второй – тиран. Вопрос в совместимости методов управления и в допустимых противоречиях, если мы говорим о взаимодействии общества и государства». Майкл Сэндел парировал: «Можно ли пойти дальше и сказать, что большинство лидеров частично философы и частично тираны?» Дискуссия вызвала бурное обсуждение в зале, однако бизнес также интересовали и более прикладные темы, сконцентрированные на ближайшем будущем: «Что нам, компаниям, поддерживать? Какие инициативы?» Александр Шохин, президент РСПП, поделился своими рекомендациями с участниками дискуссии. Данный виток диспута привел к попытке сформулировать механизмы этического регулирования ведения бизнеса. На это Майкл Сэндел, профессор Гарвардского университета, справедливо задал вопрос: какие именно задачи перед собой видит российский бизнес? Ведь именно понимание конечной цели и формирует путь к ней.

Участники дискуссии также коснулись темы передовых технологий и их роли в современном мире. Будут ли технологии залогом свободы человечества или же, напротив, станут средством ограничения? Участники подняли проблематику наложения морали одной страны на мораль другой. «Экономическая власть может менять поведение, но она не сможет создать искренних изменений в моральных убеждениях и верованиях», – подытожил профессор Сэндел.

Завершился философский бизнес-диспут замечательными словами Александра Аузана о том, что формулы абсолютного счастья не существует и, возможно, ошибки и приносят нам то, чего мы раньше не замечали.

Безусловно, были заданы серьезные и острые вопросы, ответы на которые невозможно дать в рамках одной встречи. Уникально то, что на одной площадке собрались как предприниматели, так и представители научного сообщества, органов государственной власти и общественные деятели, которые вступили в диалог на столь болезненную тему – «Этика в бизнес-решениях».