Пост-релиз

27 мая 2016 года в отеле «Шератон палас Москва» состоялось одно из ключевых деловых событий — конференция «Doing Business with Russia. Возможности и правила игры на российском рынке». В деловой программе мероприятия приняли участие представители ключевых федеральных ведомств и регулирующих органов, иностранного и российского бизнес-сообщества, инвесторы, макроэкономисты, юристы, эксперты и аналитики. Конференция прошла при поддержке Консультативного совета по иностранным инвестициям в России (КСИИ) и ряда ключевых иностранных торгово-промышленных палат в России. Модератором дискуссионных панелей выступил известный журналист, редактор отдела экономики газеты «Ведомости» Филипп Стеркин.

Пленарное заседание конференции открыла Наталья Акиндинова, директор института «Центр развития» НИУ ВШЭ. Свое выступление спикер начала с анализа текущей экономической ситуации в России. По словам Натальи, пока ситуация в российской экономике не позволяет сказать, что спад в ней прекратился: «Cтатистические данные говорят о том, что основные элементы внутреннего спроса демонстрируют отрицательную динамику. Суммарное сокращение за 2015 – начало 2016 года достигло 13 %. Практически такая же негативная динамика наблюдается и в инвестициях. За первый квартал 2016 года они сократились на 4,8 %». Одновременно продолжается сжатие оборота внешней торговли. Однако, несмотря на продолжающееся сокращение ВВП, результат первого квартала 2016 года значительно лучше того же периода 2015 года. Наталья отмечает, что есть и позитивные новости: «В этом году, благодаря жесткой и последовательной политике Центрального банка России и Министерства финансов Российской Федерации, сократилась инфляция. По итогам четырех месяцев она практически вернулась на уровни докризисного времени. При условии сохранения существующих тенденций можно ожидать ее дальнейшего снижения». Давая прогнозы по уровню ВВП на текущий год, спикер назвала основные причины его спада. По словам г-жи Акиндиновой, прежние источники роста, которые поддерживали экономику России раньше, на данный момент исчерпаны. Новые источники пока не сформировались. Существует достаточно большая неопределенность, высокие политические и квазиполитические риски. Также Наталья отметила сектора экономики, в которых наблюдался рост. В числе таких отраслей – сельское хозяйство, химия и нефтепереработка. По другим секторам динамика негативная. В завершение своего выступления спикер назвала главный источник роста – оживление предпринимательской активности и возврат положительной склонности к инвестированию. «Рост станет устойчивым лишь в том случае, если он будет сбалансирован, сгенерирован притоком инвестиций», – завершила выступление Наталья.

Продолжая тему неопределенности рисков, Максим Орешкин, заместитель министра финансов Российской Федерации, начал свое выступление с ключевой, по его словам, проблемы для российской экономики – макроэкономической стабильности и оптимального макроэкономического равновесия: «Мы считаем, что очень важно, чтобы макроэкономическое равновесие в России было устойчиво к колебаниям внешней конъюнктуры». Г-н Орешкин назвал 2 главных параметра, позволяющих экономике понимать, в каких условиях она будет существовать через 5–10 лет. К таким параметрам замминистра финансов отнес долгосрочную стабильность реального курса и более-менее стабильную структуру цен в экономике. Отвечая на вопрос о формировании бюджета, спикер отметил: «В рамках подготовки трехлетнего бюджета мы пытаемся применить два якоря бюджетной политики – долгосрочное бюджетное правило и постепенную бюджетную консолидацию». По словам г-на Орешкина, для того чтобы изолировать экономику от больших колебаний цен на нефть, нужно зафиксировать определенный уровень нефтяных цен. Определенный Минфином диапазон – 40–50 $ за баррель. В ведомстве считают, что именно на такой уровень цен должна быть ориентирована российская экономика. «При отсутствии бюджетной консолидации рост цен на нефть приведет к тому, что экономика России вернется к 2013 году. Структура цен начнет меняться в пользу неторгуемых секторов. Любое падение цен на нефть приведет экономику к очередному инфляционному шоку, падению ВВП», – сказал спикер. В заключение своего выступления Максим Орешкин обозначил условия, которые необходимы для поддержки частного инвестиционного спроса: «Равновесие, к которому мы хотим прийти, заключается в стабильно низкой инфляции, стабильных процентных ставках, низкой долгосрочной волатильности курса национальной валюты».

Пленарное заседание продолжил заместитель министра экономического развития РФ Станислав Воскресенский, который отметил важность действий Минфина. Спикер подчеркнул, что, наряду с вопросами макроэкономической стабильности, необходимо заниматься поддержкой экспорта, завоеванием внешних рынков во всех отраслях экономики, улучшением условий предпринимательской деятельности в стране. «Мы живем в условиях стремительного роста мировой экономики. Ее темпы роста выше, чем темпы роста мировой торговли, которые в прошлом году снизились на 12,9 %. На этом фоне обостряется международная конкуренция», – отметил замминистра. Г-н Воскресенский рассказал о появлении амбициозных региональных и межрегиональных блоков, таких как Транстихоокеанское партнерство. По его словам, не исключено появление в ближайшее время Трансатлантического партнерства. «Повестка технологий впервые за многие годы вошла в повестку переговоров министров по торговле крупнейших экономик. На этом фоне мы стараемся добиваться преференциальных условий для российских компаний на международных рынках. Прежде всего на тех, где действительно есть перспективы, а именно рынках АТР», – сообщил Станислав Воскресенский. «Сейчас речь идет не только об экспорте, но и о построении совместных цепочек поставок добавленной стоимости. Совместно с коллегами из Минфина, из налогового блока, мы облегчили создание таких цепочек поставок для российских компаний, которые выходят на рынки АТР, в трех юрисдикциях. Поправлено 2 соглашения, одно новое заключено. Были сняты барьеры, такие как двойное налогообложение (Китай, Сингапур, Гонконг)», – отметил спикер. В продолжение выступления г-н Воскресенский отметил, что для создания благоприятных условий ведения бизнеса и привлекательного инвестиционного климата важны не только системные вещи, такие как построение экономических и политических институтов, но и детали, которые связаны с улучшением значительного рода процедур, отраженных в рейтинге Всемирного банка. По словам г-на Воскресенского, такая работа ведется совместно с Агентством стратегических инициатив довольно успешно, что отражается на повышении позиций России в рейтинге Doing Bisiness Всемирного банка. В заключение замминистра экономического развития отметил: «Рецепт, который сможет вывести российскую экономику на путь роста, заключается в макроэкономической стабильности, поддержке экспорта, улучшении условий предпринимательской деятельности. Мы будем последовательно этим заниматься».

Отвечая на вопрос модератора: «Чем Россия привлекательнее других развивающихся рынков?», Владимир Осаковский, главный экономист по России и СНГ американского банка Bank of America Merrill Lynch, сообщил, что практически все иностранные инвесторы отмечают успешную деятельность российских властей в условиях возникших перед Россией вызовов. По словам эксперта, это выгодно отличает Россию от других развивающихся стран. Опасений, связанных с невозможностью добиться макроэкономической стабильности в ближайшее время, Владимир не выразил. «Где мы сильно отличаемся от других развивающихся экономик, так это в том, что избытка рабочей силы у нас не наблюдается. Как такового кризиса на рынке труда нет. В этом плане мы близки к развитым странам. Однако этот фактор ограничивает конкурентоспособность Российской Федерации в сравнении с развивающимися странами», – отметил экономист.

В продолжение дискуссии спикеры отдельно остановились на одной из главных проблем России сегодняшнего дня – рынке труда и дефиците высококвалифицированных кадров. «На рынке труда существуют ограничения, что накладывает негативные условия на динамику роста экономики и ВВП. Предпринимаемые нами меры ориентированы на то, чтобы эту проблему частично ликвидировать. Приоритетными задачами в направлении продолжения активной трудовой жизни россиян являются: ориентация системы здравоохранения на предотвращение появления болезней и их профилактику, мобильность рабочей силы и ее соответствие потребностям рынка труда», – отметил Максим Орешкин. Также замминистра финансов уделил время вопросу образования и соответствия технических специалистов, выпускаемых российской системой образования, тем потребностям, которые существуют на современном трудовом рынке. По словам г-на Орешкина, проблема также есть в дополнительном образовании и повышении квалификации: «В отличие от западных стран в России крайне низкий уровень повышения квалификации и переквалификации россиян, достигших возраста 40 лет. Современная экономика – это экономика больших изменений и структурных сдвигов. Люди должны меняться и следовать этим тенденциям», – заключил спикер.

Возвращаясь к вопросам инвестиционной привлекательности России, ее отдельных секторов экономики, дискуссию пленарного заседания продолжил президент Американской торговой палаты в России Алексис Родзянко. По словам спикера, американский бизнес рассматривает Россию как стратегически важный рынок. Для американских компаний Российская Федерация входит в топ-10 рынков мира, где планируется развитие бизнеса. По итогам проведенного палатой опроса (в опросе участвовали 140 компаний, ответили – 55 организаций) среди американских компаний, работающих в России, суммарное вложение в российскую экономику составило 50 миллиардов долларов. «Планы американского бизнеса на будущее в вопросах инвестирования также положительные и составят около 550 миллионов долларов. В сравнении с прошлыми годами этот показатель увеличился. Стоит отметить, что практически все инвестиции будут в несырьевом секторе экономики», – сообщил г-н Родзянко. В заключение своего выступления президент Американской торговой палаты в России отметил, что виден эффект подешевевшего рубля и политики локализации иностранного производства на территории страны.

Продолжая тему оценки привлекательности России для иностранных компаний, к дискуссии присоединился член правления компании «3М Россия» Глеб Трофименко: «Когда мы принимаем решение инвестировать в проект или нет, для нас крайне важны стабильность спроса и волатильность курса рубля. Россия для компании 3М рассматривается как перспективный рынок. Мы заинтересованы инвестировать, но инвестировать точечно». Г-н Трофименко также отметил важность изменений условий принятия решений во многих государственных структурах, что могло бы позволить создать эффективную инновационную экономику, конъюнктуру для инвестиций.

На второй сессии конференции обсуждались практические вопросы, связанные с правилами игры на российском рынке, и нормативно-правовое обеспечение работы бизнеса в России. Открыл панельную дискуссию Олег Хохлов, партнер международной юридической фирмы Goltsblat BLP LLP, который выступил от лица Консультативного совета по иностранным инвестициям в России (КСИИ), включающего 53 крупных иностранных инвесторов. По словам Олега, главный результат последних лет заключается в том, что все компании, являющиеся членами КСИИ, остались на российском рынке и продолжают наращивать свое присутствие в текущих экономических условиях открытием и развитием новых производственных мощностей. Как отметил спикер, нормативно-правовой фон частично диктуется не российской регуляторикой, а событиями извне. До сих пор российская экономика чувствует влияние санкций, однако ключевые игроки рынка уже к ним адаптировались: «Когда инвестор не видит юридических ограничений, он готов брать риски на себя», – отметил Олег. Если говорить о проблемах, с которыми сталкивается иностранный бизнес в России, то, скорее, это не качество законодательных инициатив, а их количество и скорость изменений. В налоговой сфере ситуация выглядит следующим образом: «С одной стороны, идет постепенное увеличение налоговой нагрузки, с другой – появление налоговых льгот. Иностранные инвесторы в полной мере пытаются воспользоваться этими льготами», – заключил спикер.

Продолжая тему позитивных изменений и болевых точек в нормативно-правовом поле России, к дискуссии присоединился Алексей Воробьев, директор по связям с органами государственной власти компании PepsiCo, входящей в КСИИ. «Мы видим, что государство системно подошло к построению нормативно-правовой среды. Появились дорожные карты в рамках национальной предпринимательской инициативы. Стратегическая задача по улучшению инвестиционного климата решается государством постепенно», – отметил Алексей. По словам спикера, улучшения произошли в таможенном и налоговом администрировании, строительных разрешениях, ряде законодательных блоков. Среди болевых точек Алексей отметил частую несогласованность между ведомствами в вопросах понимания конечного итога, отсутствие публичных дискуссий по многим вопросам. «Зачастую мы не понимаем, к чему ведет та или иная инициатива. Мы видим проект или закон, который концептуально не вызывает вопросов. Однако мы не можем оценит его влияние на бизнес и бизнес-климат в целом, пока не увидим подзаконные и нормативные акты. В связи с этим компаниям приходится урегулировать возникающие вопросы только на этапе правоприменения. Это, конечно, вызывает определенное беспокойство», – завершил выступление спикер.

Вице-президент по связям с государственными органами компании «Сименс» в России Сергей Крылов отметил, что крупный бизнес, работающий в России давно, чувствует себя достаточно комфортно. Другая ситуация с малым и средним предпринимательством, которое компания «Сименс» пытается активно привлекать к работе. Проблем у таких компаний значительно больше. Из позитивных изменений в нормативно-правовом поле России г-н Крылов отметил решение вопросов по защите интеллектуальной собственности, что для компании «Сименс», как производителя сложного оборудования, очень важный момент: «Здесь достаточно большую роль сыграл именно КСИИ, благодаря его настойчивости, активности, целому ряду юридических предложений от иностранных компаний». Второй важный и позитивный момент, о котором сообщил спикер, связан с некоторым снижением таможенных пошлин на комплектующие. Из негативных факторов – большие проблемы в законодательстве по вопросам локализации производства на территории России. По словам Сергея Крылова, принципы и критерии локализации производства продукции до сих пор остаются достаточно расплывчатыми. Также это относится к вопросу о том, что считать национальным продуктом, а что не национальным. Трактовки самые разные, нет единого мнения на этот счет. Завершая выступление, спикер подчеркнул: «Часто принимаемые законы и подзаконные акты противоречат один другому в зависимости от того, какое ведомство лоббировало то или иное изменение, принятие того или иного закона. У иностранных компаний такое положение вещей вызывает беспокойство».

О результатах взаимодействия с иностранными инвесторами рассказал Арсен Аюпов, управляющий партнер RE Group. Спикер отметил, что, несмотря на принятие важных законов, которые структурировали многие вопросы, а также помогли формированию и применению стимулирующих мер, существует необходимость в их доработке и расширении зон применения на многие сектора экономики. Среди таких документов, по словам Арсена, – закон о промышленной политике и закон о ГЧП. Говоря о проблемах, связанных с привлечением финансирования, спикер отметил, что на сегодняшний день появляются новые и интересные инструменты, такие как краудфандинг и исламский банкинг. Однако, в связи с отсутствием надлежащего законодательного регулирования, применение таких инструментов ограниченно.

Дальнейшая дискуссия разворачивалась с участием представителей Федеральной антимонопольной службы России и Федеральной налоговой службы России. От ФАС России выступил Артем Молчанов, начальник правового управления, который сообщил, что за последние годы антимонопольное законодательство претерпело радикальные изменения. «С января 2016 года вступил в силу четвертый антимонопольный пакет, который требует дополнительной осознанности со стороны бизнеса и самой ФАС России. Новое полномочие, которое получил коллегиальный орган – президиум ФАС, – это полномочие по даче разъяснений о применении антимонопольного законодательства. В международном опыте такой механизм существует давно. Теперь он есть у нас, и мы его начинаем реализовывать. На сегодняшний день президиумом ФАС утверждено уже шесть разъяснений», – сообщил Артем. Еще один механизм, заслуживающий внимания и отдельно отмеченный спикером, – это механизм внутренней апелляции: «ФАС в лице своего президиума получила право на пересмотр решений, которые принимаются территориальными управлениями». Говоря о пятом антимонопольном пакете, представитель ФАС выделил инициативу об изменении в законе о защите конкуренции с точки зрения введения механизма антимонопольного комплаенса. «Пока мы находимся на определенном уровне дискуссий, как это должно работать с точки зрения применения российского конкурентного права», – отметил спикер. После Артем назвал несколько ключевых пунктов в подготовленной инициативе, которая в этом году планируется к продвижению в законопроект. Среди инициатив, которые уже находятся на рассмотрении в Государственной Думе, г-н Молчанов отметил предложение о введении определенных иммунитетов для субъектов малого и среднего предпринимательства. Механизм, также заслуживающий особого внимания, по которому ФАС России ожидает изменений в первую очередь от бизнеса, – это тарифное регулирование. По словам Артема, есть необходимость модернизации, и может быть, разработки нового федерального закона о государственном регулировании тарифов: «В 2016 году ФАС совместно с бизнес-сообществом будет заниматься подготовкой этого проекта», – завершил выступление г-н Молчанов.

Деловую программу продолжил Дмитрий Казанский, заместитель начальника управления по досудебному урегулированию споров ФНС России. Отмечая эффективную деятельность работы налоговой службы за последние 5 лет, спикер сообщил о сокращении числа споров в России практически в два раза, что является позитивной тенденцией. Переходя к конкретным вопросам, Дмитрий затронул тему изменений правила налогового администрирования, так называемого Advance Tax Ruling в России, которое призвано как повысить привлекательность налогового мониторинга для крупного бизнеса, так и продемонстрировать инвесторам наличие в российском налоговом законодательстве современных инструментов. Возвращаясь к вопросам досудебного урегулирования споров, спикер отметил, что система продолжает совершенствоваться. Обсуждается вопрос участия налогоплательщика при рассмотрении жалоб. «В русле мировой тенденции – право быть услышанным, которое многими мировыми налоговыми администрациями толкуется как основной базовый конституционный принцип. Мы тоже ввели такое право», – отметил Дмитрий.

В завершение дискуссионной панели модератор предоставил слово партнеру и руководителю группы урегулирования налоговых споров в России компании EY Алексею Нестеренко с просьбой прокомментировать деятельность Федеральной налоговой службы. Свое выступление Алексей начал с высокой положительной оценки работы налоговых органов, отмечая повышение ее эффективности: «В последнее время уровень работы с налогоплательщиками действительно очень высок. ФНС России идет навстречу крупному бизнесу». Однако, по словам спикера, существует факт неоднозначности и возможности по-разному трактовать в том числе и налоговое законодательство. Различный подход к трактовке принимаемых налоговой службой законов означает финансовые потери для бизнеса. Алексей подчеркнул необходимость формирования единой позиции относительно большого количества спорных вопросов.

В дискуссиях деловой программы конференции активное участие принимали присутствующие. Представители иностранного и российского бизнес-сообщества задавали спикерам вопросы и получили на них достаточно развернутые ответы, прокомментировали ситуацию на российском рынке и предложили возможные пути решения существующих проблем. Подводя итоги конференции, спикеры и участники пришли к выводу, что необходимы программы развития, законодательные и нормативные акты, которые могли бы обсуждаться в открытом формате. Это позволит максимально исключить недостаток коммуникаций бизнеса и власти, улучшить деловой климат и привлекательность России с точки зрения иностранных инвестиций.

От имени организаторов благодарим спикеров, модератора, участников и партнеров конференции за активную дискуссию и проявленный интерес к мероприятию!
До встречи в следующем году!